Последовательность действий педагога и администрации учебного заведения при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков и других психоактивных веществ.
1.Основные правила:
- Первая задача – предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления психоактивных веществ. Целесообразно, при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в необходимости обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в учебном заведении в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в потребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
- Предложение помощи подростку должно быть корректным, и если ситуация позволяет, то желательно ненавязчивой.
- Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь негативные последствия для несовершеннолетнего.
- При работе с подростком потребляющим психоактивные вещества необходимо точно знать, какова ситуация в его семье, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, какого его микросоциальное окружение по месту жительства.
- Необходима просветительно-пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркотических программ обучения, занятий и семинаров для педагогов, распространение тематического информационного материала среди родителей и прочие формы работы по противодействию молодежной наркотизации.
- Информированность педагогов об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним и основах ее организации.
2. При подозрении на употребление несовершеннолетним психоактивных веществ:
- Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.
- При подозрении на групповое потребление наркотиков необходимо провести повторные беседы с родителями всех членов «наркоманической» группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
- Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с подростковым врачом психиатром-наркологом.
- Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, сообщить адреса медицинских организаций, оказывающих наркологическую помощь.
3. При подозрении, что ребенок находится в состоянии наркотического опьянения:
- Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
- Немедленно поставить в известность администрацию и вызвать медицинского работника учебного заведения.
- В случае, когда состояние несовершеннолетнего расценено как состояние опьянения психоактивными веществами, немедленно известить о случившемся родителей или опекунов.
- Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления одурманивающих веществ.
- При совершении подростком хулиганских действий, рекомендуется прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
4. «Передозировка» психоактивных веществ.
Самым грозным осложнением употребления наркотиков и других психоактивных веществ является передозировка. В этом случае может наступить смерть от остановки дыхания, сердечной деятельности или перекрытия рвотными массами дыхательных путей (аспирация). Важно вовремя оказать первую помощь и вызвать бригаду «Скорой помощи». Признаками передозировки являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, «нитевидный» пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота.
Этапы оказания первой помощи при передозировке:
- Вызвать бригаду «Скорой помощи».
- Повернуть больного на бок.
- Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.
- При частоте дыханий 8-10 в минуту и меньше – проведение искусственного дыхания «изо рта в рот».