Все химические соединения растительного и синтетического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, принято называть психоактивными. Предметом злоупотребления становятся, как правило, те из них, которые вызывают приятные или необычные психические переживания. Если злоупотребление каким-либо психоактивным веществом становится не только опасным для здоровья человека и общества, но и вызывает при этом ощутимые экономические потери, то специальными нормативными актами Комитета по контролю наркотиков оно признается наркотическим, поэтому наркотик – понятие не только медицинское, но и юридическое. Некоторые лекарственные препараты, алкоголь и никотин, а также некоторые вещества, содержащие ароматические углеводороды, не относящиеся согласно законодательству к наркотическим и употребляемые для изменения психического состояния, называются токсикоманическими средствами.
Наркомания – тяжелая и трудно излечимая болезнь, развивающаяся в процессе употребления наркотических веществ, основными признаком которой является пристрастие к какому-либо наркотическому веществу, вызывающему приятное, необычное психическое состояние – «эйфорию» или измененное восприятие реальности.
Токсикомания – это тоже состояние болезненного пристрастия, возникающее при употреблении токсикоманических веществ, способных вызывать эйфорию, но не отнесенных юридически к наркотикам. Следует сказать, что многие токсикоманические вещества не менее опасны для человека, чем наркотики.
Возможные предпосылки и мотивы потребления наркотиков и токсикантов.
1. Социальные:
- неблагополучная семья;
- широкое распространение злоупотребления психоактивных веществ в данной местности;
- активная пропаганда средств массовой информации направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов;
- неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости молодежи;
- проживание в районах с низким имущественным цензом.
2. Конституционально-биологические: наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.
3. Традиционные: культурное потребление психоактивных веществ в данной местности.
4. Индивидуально-психологические:
- подражание более старшим или авторитетным сверстникам;
- попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
- стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;
- аномальные черты личности (возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, авантюризм, неустойчивый характер);
- протестные реакции («назло»), направленные против старших;
- самодеструктивное поведение;
- любопытство;
- подчинение давлению и угрозам.
Формирование зависимости от психоактивных веществ, стадии развития заболевания.
Приобщение несовершеннолетних к употреблению психоактивных веществ происходит, как правило, через несколько последовательных стадий. К сожалению, самостоятельного, добровольного отказа ребенка от наркотиков или токсикантов, в процессе развития зависимости, ожидать не приходится, кроме, иногда, этапа первых проб.
1. Первая проба. Они возможны во дворе или даже в учебном заведении из любопытства, стремления «стать как все», при определенном стечении обстоятельств.
2. Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: прием вещества в обычных для этого условиях или в определенной знакомой компании. Вне указанных рамок, желания к употреблению психоактивных веществ ребенок не испытывает.
3. Психическая зависимость. Состояние психического комфорта от наркотической интоксикации и болезненное влечение к употреблению психоактивного вещества (ПАВ) с целью вновь ощутить желаемый эффект или подавить психический дискомфорт.
4. Патологическое (неодолимое) влечение к наркотику. Состояние, проявляющееся неудержимым побуждением к немедленному приему психоактивного вещества.
5. Физическая зависимость. Включение химических соединений, входящих в состав наркотиков (токсикантов) в обмен веществ организма. В случае прекращения приема препаратов наступают расстройства, определяемые как синдром отмены (абстинентный синдром), причиняющий подростку выраженные психические и физические страдания.