Наш опрос
Какие наркотики Вы считаете "лёгкими"?
Всего ответов: 812

Министерство здравоохранения Республики Марий Эл

ГБУ РМЭ "Республиканский наркологический диспансер"

Как узнать, употребляет ли ваш ребенок наркотики?

Как узнать, употребляет ли ваш ребенок наркотики?

Чем раньше взрослый сумеет узнать о знакомстве подростка с наркотиком, тем более эффективной будет его помощь.

Не всегда просто определить, употребляет ли ребенок наркотики. Подростки до последнего стараются скрыть факт употребления наркотиков. Даже когда их напрямую спрашивают об этом, они отпираются от очевидных признаков, объясняя это очень логично другими обстоятельствами.

Подростки, употребляющие наркотики, со временем демонстрируют отчетливые изменения в характере и поведении, очень важно не спутать их с изменениями, вызванными взрослением ребенка или текущим кризисным состоянием. Как скоро обнаружатся эти изменения — зависит от типа и количества принимаемого наркотика. Вид принятого наркотика определяет картину опьянения — это специфические признаки. Если зависимость от наркотиков формируется или уже сформировалась, то и вне состояния опьянения можно заметить неспецифические признаки употребления наркотиков. Что же это за признаки?

К неспецифическим признакам употребления наркотиков относятся:

Изменения в поведении

·     Нарастающая     скрытность     ребенка     (возможно,     без     ухудшения отношений  с родителями). Например, если раньше ребенок мог прийти из школы домой и весь вечер делиться впечатлениями о прожитом дне, то сейчас, придя, домой, он предпочитает ничего не рассказывать;

·     Учащение и увеличение времени «гуляний», когда ребенок уходит из дома в то время, которое раньше проводил в семье или за уроками;

·     Самоизоляция     в     семье:     ребенок     избегает     родителей,   по телефону отвечает украдкой, избегает участия в семейных делах, появляется четко выраженное уклонение от домашнего общения, неожиданное пренебрежение домашними правилами. Ребенок перестает участвовать в семейных праздниках, нарастает напряженность в семейных взаимоотношениях.

·     Частые просьбы отпустить на ночь из дома либо отсутствие по ночам без объяснения причин.

·     Нарастающая хитрость, изворотливость и лживость.

·     Потеря энтузиазма, безразличие к делам, безынициативность — «потухшие глаза».
Высказывания

·     Появление  высказываний   о бессмысленности и тягости жизни.

·     Серьезное   отношение   к лозунгам   типа   «живи   быстро,   умри молодым», «в жизни надо все попробовать».

·     Интерес к разговорам о наркотиках.

·     Убежденное   отстаивание   «права   человека   на   употребление наркотиков», идей о «необходимости наркотиков для человечества» и «бесперспективности борьбы с ними».

Деньги

·   Увеличение финансовых запросов. Подросток активно ищет пути их удовлетворения, выпрашивая деньги во все возрастающих количествах.

·   Пропажа из дома денег, ценностей, книг, одежды, компьютера, телефонов и т.д. Наличие значительных денежных сумм без объяснения причины их появления.

·   Противоправные действия или кражи вне дома.
Настроение

·     Апатия, сменяющаяся необъяснимой активностью (то вял, пассивен, безразличен, то наоборот, очень активный, срочно появились дела, которые необходимо разрешить).

·     Вспышки агрессивности в ответ на обычное обращение.

·     Резкая смена настроения без видимого повода.

·     Настороженность, подозрительность.

·     Нервозность, повышенная раздражительность.
Внешность

·     Внешний вид нездорового человека: бледность кожи, отечность, покраснение глаз.

·     Частые  синяки,  порезы,  ожоги  от  сигарет в  районе  вен  на руках  (на вопрос  о происхождении  подросток  отвечает:   «Просто  упал,  сам  не  знаю,  откуда»),  прожженная сигаретами одежда.

·     Отказ от утреннего туалета.   Отсутствие потребности   в смене одежды, «посторонние» запахи от волос и одежды.

·     Следы инъекций (т.е. уколов) по ходу вен на руках.

·     Одежда независимо от времени года с длинными рукавами для того, чтобы скрыть следы от уколов.

Общение

·   Особенное    внимание    стоит    обратить    на    появление    «новых друзей». По ряду характерных признаков этих «новых» довольно просто можно выделить в отдельную, особую группу:

·   Новые друзья никогда не приходят в дом.

·   У них, как правило, нет имен.

·   У них нет определенных занятий. Вы ничего не знаете об этом, ребенок отмалчивается или отмахивается от вопросов.

·   Через вас никогда и ничего не передается по телефону.

·   Несмотря на такую «призрачность», можно заметить, что эти люди оказывают влияние на ребенка, что он зависим от них, а возможно, даже в какой-то степени подчинен их желаниям.

·   С появлением «новых» старые друзья значат для ребенка все меньше и меньше.

Если ребенок стал отдаляться, стал скрытным, не говорит, куда идет, перестал интересоваться тем, что раньше его интересовало, потерял интерес к учебе. Ему трудно стало даваться то, что раньше давалось с легкостью. У него бывают необъяснимые перепады настроения: то буйная веселость, то усталость и подавленность. У него постоянный насморк, затяжные простуды, периодически просыпается «звериный» аппетит, а иногда аппетит отсутствует вовсе.

Половину всех этих симптомов можно обнаружить у детей, даже если они никогда не пробовали наркотики и вообще не проявляют к ним никакого интереса, поэтому, чем лучше мы знаем своих детей, тем легче нам судить о том, что с ними происходит. Необходимо научиться оказывать положительное влияние на своих детей, ведь чем меньше родители влияют на ребенка, тем больше влияют на него ценности микросоциума и молодежной субкультуры в целом, которая зачастую является носителем асоциальных тенденций.

Заметив неспецифические признаки в поведении ребенка, следует быть внимательным, но не подозрительным: важно понять причину того или иного поведения. Самый простой, но от этого не менее эффективный способ - внимательно понаблюдав за поведением, настроением, поступками ребенка, пригласить его для беседы. Легко предположить, что школьник может отрицать факт наркотизации, опасаясь наказания, упреков. Не стоит сразу обвинять его в лживости, изворотливости, ведь доверие подростка не всегда просто заслужить. Лучше рассказать ему о том, что вызывает опасения окружающих, заставляя их предполагать возможность наркотизации, и попросить самого подростка подтвердить или обоснованно опровергнуть эти опасения. Важно, чтобы подросток при этом был твердо уверен в конфиденциальности разговора, а также в искреннем желании помочь ему.

Если ребенок продолжает упорно отвергать факт приобщения к наркотику, но подозрения сохраняются, можно осторожно выяснить, знает ли подросток людей, использующих наркотические вещества, насколько близко с ними знаком, как часто видится с этими людьми, наблюдал ли за ними в момент наркотического опьянения. В том случае, если школьник подтверждает, что среди его знакомых есть люди, использующие наркотические вещества, то в дальнейшем можно использовать это подтверждение для обоснования важности профилактической работы с этим учащимся.

Еще одним вариантом подтверждения реальности использования одурманивающих веществ является высокий уровень осведомленности школьника о различных аспектах наркотизма - видах наркотических или токсикоманических веществ, способах их употребления.

Необходимо попросить школьника объяснить, откуда он получил те или иные сведения. Особое внимание обращается на знание технологических деталей при описании способов наркотического опьянения, характеристику ощущений, вызванных наркотизацией.

Если факт приобщения подростка к наркотизации установлен, то на этом этапе к работе нужно подключить психолога и сотрудника наркологического диспансера. И всю последующую работу вести совместно с этими специалистами.