Конфликты. Хорошо это или плохо?
Конфликтные ситуации очень часто встречаются в нашей жизни. Мы сталкиваемся с ними везде: в обществе, на работе (учебе), в семье, при общении с друзьями, приятелями… Ни один коллектив не составляет исключения. Вряд ли найдется такой человек, которому ни разу в жизни не приходилось сталкиваться с конфликтной ситуацией, участвовать в каком – либо конфликте.
Каковы причины возникновения конфликтных ситуаций?
Как предупредить и разрешить конфликты?
Могут ли конфликты быть полезными?
Эти и другие вопросы неизбежно встают перед каждым, когда он сталкивается с конфликтной ситуацией.
Важность этой проблемы очевидна, поэтому каждый человек (и взрослый, и ребенок) должен знать общие правила поведения при возникновении конфликтов. Для чего это нужно? Для того, чтобы уметь строить гармоничные отношения с сокурсниками, коллегами, друзьями и членами семьи. Ведь это – залог вашего благополучия.
Итак, что же такое конфликт? Это явление можно охарактеризовать, как столкновение противоречивых мнений, ведущих к серьезным разногласиям. Основная причина – несовпадение или неполное совпадение интересов двух или более лиц.
Однако, несмотря на это конфликт не следует рассматривать, как что- то негативное. Периодические «встряски» необходимы для общества, его развития и функционирования. Конфликты – это нормальное явление. Любая организация, любой коллектив (в том числе и семья) проходят в своем развитии через серию конфликтов. Конфликт является способом выявления и разрешения противоречий, обнаружения недостатков. В этом его ценность. Но не все конфликты являются конструктивными, т.е. способствующими совершенствованию деятельности любого коллектива. Встречаются и деструктивные (разрушающие) конфликты, при которых один или несколько человек пытаются навязать свое мнение, что обостряет конфликтную ситуацию. Задача каждого – попытаться как можно скорее «разрулить» эту ситуацию, не допустить ее перехода в затяжной конфликт, который оказывает негативное влияние на деятельность и взаимоотношения в коллективе.
Как это сделать? Важным моментом в преодолении и разрешении конфликтов является умение управлять конфликтной ситуацией. Для этого необходимо:
1) попытаться при подготовке каких-то решений проанализировать их с точки зрения возникновения конфликтов, НЕ ПРИНИМАЙТЕ РЕШЕНИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ К КОНФЛИКТАМ.
2) научиться устранять причины, которые могут привести к конфликтной ситуации
3) если конфликт все таки возник, необходимо попытаться его «сузить», ограничить его протекание, т.е. отрегулировать.
Как? Ученые выделяют несколько стратегий поведения человека в конфликтной ситуации:
1. Избегание – полное игнорирование конфликтной ситуации.
Но, нетрудно догадаться, что такая стратегия поведения не сможет погасить конфликт, а лишь будет способствовать тому, что конфликтные ситуации будут возникать вновь и вновь. Не стоить закрывать глаза на конфликтную ситуацию.
2. Приспособление – умение уступать оппоненту. Такая тактика позволяет снизить напряжение в конфликте, но не следует прибегать к ней постоянно, т.к. ваше окружение может привыкнуть к мысли о том, что вы всегда будете идти им на уступки.
3. Компромисс – конфликтные стороны делают взаимные уступки. Но в данном случае стороны не достигают своих целей полностью.
4. Соперничество – стремление разрешить конфликт в пользу одной из сторон. Так, временно погасив конкретный конфликт, вы не снимите самой конфликтной ситуации.
5. Сотрудничество – стремление к поиску такого решения, которое удовлетворило бы интересы обеих конфликтных сторон.
Используйте в своей жизни наиболее конструктивные тактики управления конфликтами и, главное, не теряйте самообладания в конфликтной ситуации, не принимайте во внимание гнев окружающих близко к сердцу, а воспринимайте его, как руководство к действию и пояснению связывающих проблем.
Попробуйте! У вас обязательно получится!
|